Как сделать самодельный щепорез своими руками

Основные узлы измельчителя

Конструкция измельчителя состоит из нескольких элементов:

  • Измельчительный механизм;
  • Бункер;
  • Привод;
  • Рама с кожухом (корпусом).

Некоторые образцы измельчителей имеют дополнительные узлы:

  • Механизм для продвижения материала;
  • Сито для первичной сортировки измельчённой массы;
  • Приёмный бункер для измельчённого мусора.

Основными элементами конструкции являются измельчительный механизм и привод. Именно они выполняют поставленную задачу, а остальные узлы служат для повышения эффективности или выполняют дополнительные функции. Задача, выполняемая приводом, проста и однообразна — он обеспечивает вращение рабочего вала. Функции, которые осуществляет измельчитель, несколько сложнее и зависят от его конструкции. Рассмотрим их внимательнее:

Измельчительный механизм

Этот узел производит разрушение зелёной массы при помощи режущего инструмента, установленного на вращающемся валу. Существует несколько заводских вариантов конструкции измельчительных механизмов:

  • Ножевой дисковый. Напоминает принцип действия овощерезки в кухонном комбайне. Ножи установлены на плоском диске по направлению от центра к краям диска, подача измельчаемого материала производится под углом около 30° к поверхности. Предназначен для переработки относительно тонких веток и стеблей диаметром до 2 см.

  • Фрезерная конструкция. Режущий орган представляет собой ножевой вал от электрорубанка, набор фрез или дисковых пил, установленных на общем валу и разделённых шайбами. Существует ещё одна разновидность конструкции подобного типа, состоящая из двух одинаковых ножевых валов, вращающихся синхронно. Валы настраиваются таким образом, чтобы ножи встречались в одной точке на фронтальной поверхности вращения, что способствует проталкиванию материала внутрь установки. Конструкция способна обрабатывать материал до 8 см в диаметре, но работать с сырыми ветками или стволами деревьев не рекомендуется, так как щепа от них эластична и быстро забивает проходы шредера.

  • Фрезерно-турбинная ножевая конструкция. Представляет собой некое подобие ножевого вала, но имеющее конусообразную форму. Ножи крепятся на двух обручах, расположенных по краям режущей поверхности, что облегчает изготовление рабочего органа и снижает расход металла. Установка способна работать с сухим или сырым материалом, разного размера или твёрдости — в зависимости от размера режущего органа.

Для самостоятельного изготовления наиболее удобны:

  • Двухвалковые конструкции, состоящие из рабочих вальцов фуганочного типа с 4 ножами каждый.
  • Дисковая конструкция.
  • Пакет из дисковых пил (как вариант, из фрез по дереву, установленных тем же способом — на общем валу).

Выбор того или иного варианта производится исходя из собственных возможностей и предпочтений. Кроме того, большую роль играет оснащённость оборудованием, станками, позволяющими изготовить и собрать определённый вариант режущего органа. Если собственных станков не имеется, необходимые детали следует заказать у токаря, что обойдётся в некоторую сумму денег, но результат будет вполне профессионально выполнен.

Тип и мощность двигателя

Для вращения рабочего вала используются электрические или бензиновые (дизельные) двигатели. Выбор привода обусловлен его наличием, степенью мощности, возможностями участка. Для работы электродвигателя надо иметь подключение к сети (а если двигатель трёхфазный, то ситуация несколько усложняется), тогда как бензиновые моторы способны действовать более автономно. Имеется ещё одно преимущество бензиновых двигателей — они позволяют регулировать скорость вращения рабочего вала путём изменения подачи горючего, тогда как электрические устройства работают в единственном скоростном режиме. Кроме того, мощность бензиновых устройств обычно намного выше, хотя существуют и электродвигатели с высокой мощностью. Для создания универсальной установки, способной работать с материалом разного размера и прочности, рекомендуется использовать мотор, способный развивать мощность около 4 кВт. Эта величина определена опытным путём и делает возможной переработку в домашних условиях практически любого типа материала.

Собираем узлы щепореза

Осуществляем сборку в следующей последовательности:

  1. Собираем рубильный блок: на вал насаживаем подшипники, диск с ножами и молотки;
  2. Подготавливаем корпус к монтажу: вырезаем отверстия для рабочего вала, приемного бункера и выгрузки щепы;
  3. Сверлим необходимые отверстия для сборочных болтов и привариваем под углом воронку приемного бункера;
  4. Производим сборку привода: закрепляем двигатель на раме, монтируем шкивы и надеваем ремень (можно автомобильный);
  5. Крепим рубильный блок на раму и закрываем защитным корпусом (во избежание несчастных случаев);
  6. Производим холостой пробный запуск.

Как сделать самодельный щепорез своими рукамиЩепорез для арболита в сборе

Как сделать самодельный щепорез своими руками

Если станок нужен исключительно для собственных целей, то есть смысл сделать шепорез для арболита своими руками, так как если приобретать его в заводском исполнении, то обойдется он не очень дешево. Сделанный щепорез можно поставить под навесом на приусадебном участке или в гараже.

По материалам: https://zamesbetona.ru/oborudovanie/shheporez-dlja-arbolita.htmlhttps://kamedom.ru/arbolit/chertezhi-stanka-scheporeza.html

Конструкция щепореза для арболита

Если решились сделать щепорез для арболита своими руками, приступаем к изучению чертежей и разбираемся с материалами и инструментами. Независимо от конструкции агрегата, он состоит из следующих основных элементов:

  • станины — ее делают из профильной трубы или уголка;
  • корпуса — для его изготовления используется листовая сталь;
  • рабочего элемента;
  • электродвигателя — вместо него может быть бензиновый или дизельный мотор.

Рассмотрим подробнее эти и другие элементы далее.

Корпус дробилки с кожухом

Во время работы механизма корпус должен обеспечивать безопасность оператора, находящихся рядом людей. Для его создания применяют листовую сталь толщиной 1-2,5 мм. Сначала из труб или уголков делают каркас, а затем обшивают его железом.

Как сделать самодельный щепорез своими руками

Для упрощения ремонта, обслуживания агрегата, он должен иметь откидной или съемный кожух. Его делают из того же материала, что и корпус. Дополнительно укрепляют конструкцию при помощи ребер жесткости. Чтобы режущий узел не касался корпуса дробилки, диаметр маховика должен быть меньше размера корпуса на 3-5 см.

Электрический двигатель

При самостоятельном изготовлении такого станка чаще всего используют электрический двигатель. Если же работа будет выполняться вдали от доступа к электроэнергии, придется использовать бензиновый или дизельный мотор.

Электродвигатель работает практически бесшумно, легче ДВС, но его мощность ниже, чем у бензинового или дизельного мотора. Кроме этого, его работа зависит от перепадов напряжения. Чаще всего электромотор подключают при помощи ременного соединения.

Молотки и режущий элемент

Для более качественного измельчения щепы на роторе через каждые 20-25 мм закрепляют плоские пластины (молотки) толщиной 5-6 мм. Эти элементы должны быть одинаковыми, чтобы соблюдалась балансировка вала, поэтому лучше купить уже готовые молотки или изготавливать их с особой точностью.

Как сделать самодельный щепорез своими руками

Режущий диск делают диаметром 30-35 см, а толщиной не менее 2 см. Он будет работать в режиме маховика, что уменьшает вероятность заклинивания вала при попадании щепы между корпусом и диском.

Прочные, надежные ножи получаются с автомобильных рессор. Крепежные отверстия в них делают с потаем, чтобы утопилась головка болта, и надежно фиксируют на диске.

Калибрующее сито

Этот элемент выполнен в виде цилиндра с отверстиями диаметром 8-12 мм. Для их создания лучше использовать пробойник, а не сверло, т.к. края отверстий должны быть острыми и рваными.

Толщина листа, из которого делают калибрующее сито, не менее 5 мм. Для создания цилиндра диаметром 30-35 см понадобится лист длиной 94-110 см.

Подающее устройство

Этот элемент обеспечивает безопасную подачу материала для переработки. Чтобы обезопасить и упростить загрузку, подающее устройство делают под углом, тогда древесина движется к рабочему элементу под собственным весом, исключается ее выбрасывание назад. Бункер делают из листа стали толщиной 1-2,5 мм, на стыках усиливают его уголками или арматурой.

Как сделать самодельный щепорез своими руками

Оборудование с дисковыми пилами

Чтобы сделать дробилку древесины такого типа, потребуется чертеж и заранее продунная конструкция. Схемы можно найти в интернете, но при определенных навыках и знаниях можно начертить чертежи измельчителя веток своими руками. Для того чтобы сделать стандартный дисковый веткоруб, потребуется:

  • электрический двигатель до 2 кВт;
  • ось для закрепления дисков, диаметр должен совпадать с посадкой дисков или фрезы;
  • металлическая фреза или дисковые пилы (10 штук);
  • шайбы для установки между дисками;
  • шкив на ось, на двигатель и ремни;
  • станина для закрепления всего оборудования;
  • стальные листы около 5 и 2 мм толщиной для корпуса;
  • инструменты и крепежные материалы.

https://youtube.com/watch?v=-HzDATzFZf8

Подготовленные материалы должны быть качественными, так как работа такой техники происходит под большими нагрузками, которые могут повредить измельчитель древесины. Своими руками сборка веткореза проводится следующим образом:

  1. На заранее подготовленный вал насаживаются диски, между ними располагаются шайбы. Толщина шайб не должна превышать 1 сантиметр, меньше тоже не рекомендуется. Диски должны плотно закрепляться на оси, для этого можно использовать сварку.
  2. Из швеллеров изготавливается станину, на которой будет крепиться вал и электродвигатель.
  3. Расположение двигателя и вала по отношению друг к другу должны быть параллельным. Полностью нужно исключить перекосы или смещения, так как это может привести к обрыву ремня и потери КПД.
  4. Изготавливается рабочий корпус. Он должен быть прочным, так как куски веток будут разлетаться с огромной силой. Опорные детали должны быть изготовлены из толстой стали 5 мм.
  5. Изготавливается раструб для подачи веток, его длина должна быть около метра. Это приспособление будет гарантировать безопасность и правильную подачу веток в бункер.

Как самостоятельно сделать дисковый щепорез

Нам понадобится:

  • Мотор;
  • Дисковые пилы с победитовыми напайками в количестве 20 – 25 штук;
  • Вал с тем же диаметром, что и посадочное место пил;
  • Гайки и шайбы того же размера;
  • Подшипники;
  • Шкивы и плотный ремень;
  • Профтруба, уголок или швеллер из толстого металла;
  • Листовое железо толщиной 4-12 мм для маховика, защитного кожуха и загрузочного бункера;
  • Плотные пластиковые шайбы по количеству дисков.

Этап 1. Собираем режущий блок

Дисковые пилы по дереву можно купить в магазине. Обойдётся это не дорого. Набираем их на вал, прокладывая их шайбами. Делать это нужно потому, что толщина победитовой напайки больше толщины самого диска.

Чтобы пилы не мешали друг другу, и между ними был необходимый зазор, нужно отделить их друг от друга. Есть вариант приваривать каждый диск к валу.

Но многие умельцы собирают эту конструкцию, затягивая с двух сторон гайками. На гладком валу для этого придется нарезать резьбу в месте посадки дисков.

Можно использовать в качестве вала резьбовую шпильку, в этом случае все проще: на шпильку М20 набираются дисковые пилы с посадкой 20мм и затягиваются с обеих сторон гайками М20.

Такая конструкция имеет преимущество – в случае выхода из строя одного или нескольких дисков их проще заменить новыми. Диски лучше расположить так, чтобы зубья их находились со смещением друг относительно друга или в хаотичном порядке.

Это предотвратит чрезмерную нагрузку на пилы и на двигатель. Расстояние между пилами будет определять величину производимой щепы. Но слишком большое расстояние чревато тем, что мелкие ветки будут застревать между пилами или накручиваться на вал.

Для вращения вала понадобятся два подшипника. Подойдут, например, подшипники от старых ВАЗ 2103, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107, стоящие на промежуточном вале коробки передач (размер 20*50*20,6) или на опоре вала рулевого управления тех же авто (размер 20*37,5*22).

Хорошие подшипники стоят в колесах строительных тележек, выдерживающих до 300 кг.

Этап 2. Делаем раму

Из профильной трубы или уголка свариваем раму, на которой будет установлен наш режущий блок. Еще одну готовим для двигателя.

Платформу для него делаем с возможностью регулировки натяжения ремня. Для этого просверливаем в раме два удлиненных отверстия М12 – М14.

Этап 3. Готовим рабочий бункер

Из листа металла толщиной не менее 8 мм нарезаем полосы, которые затем свариваем в конструкцию, представленную ниже. Это бункер, в котором и будет происходить процесс измельчения древесины ножами.

Прочность бункера важна, поскольку он будет выдерживать удары летящих веток. Можно усилить его уголками, которые будут играть роль рёбер жёсткости.

Напротив дисковой конструкции устанавливаем неподвижный нож (контрнож). Именно в него будут упираться разрезаемые ветки.

Готовим его из куска рессоры (рессорно-пружинная сталь очень прочна, что нам и требуется). Ставить его нужно таким образом, чтобы зубья вращающихся пил набегали на него.

Предусмотреть возможность регулировки расстояния от зубьев до контрножа, чтобы менять величину щепы. Для этого нож не приваривать, а прикручивать болтами.

Для закладывания ветвей в механизм необходим раструб, который нужно приварить к рабочему бункеру под углом, чтобы ветви не выбрасывало. Длина загрузочного бункера должна быть больше длины руки. Этим мы обезопасим себя от затягивания рук в режущий механизм.

В нижней части бункера готовим отверстие для выхода готовой щепки. Желательно оборудовать его приваренным рукавом.

Защитный кожух делается откидным, из того же металла. Крепится к корпусу с помощью подшипниковых гаражных петель.

Этап 4. Делаем маховик

Из железа толщиной 10-12 мм вырезаем круг примерно 300 – 350 мм диаметром. Он должен быть тяжелым, так как будет выполнять роль маховика.

Поскольку при мгновенной остановке двигателя в момент выключения может произойти заклинивание крупных кусков дерева, в момент последующего пуска произойдёт резкий нагрев и даже выход из строя.

Маховик, делая остановку постепенной, поможет избежать подобных стопоров. Делаем посадочное отверстие по диаметру вала и сажаем наш маховик.

Этап 5. Устанавливаем двигатель и режущий блок

На рабочий вал устанавливаем шкив. Подойдет снятый с моделей отечественного автопрома. Лучше найти двух- или трехпоточный. Тогда впоследствии можно будет перебрасывать ремень и регулировать обороты нашего щепореза.

Двигатель ставим так, чтобы его ось была параллельна оси дисков, избегаем перекосов. Наш щепорез готов.

При желании можно оборудовать его колесной парой для удобства транспортировки. По такому принципу можно собрать и роторно-молотковый щепорез. Отличаться он будет только режущим блоком.

Садовый измельчитель своими руками: основные элементы конструкции

Садовый измельчитель, он же шредер или чиппер, существенно облегчает процесс ухода за дачным участком. С его помощью можно легко очистить территорию от веток и травы. Переработанное сырье можно заложить в компостную яму для получения натурального удобрения. Полученную мелкую древесину целесообразно использовать в качестве дров для отопления домика. Измельченная щепа от фруктовых деревьев идеально подходит для копчения мяса.

Шредер для травы и веток поможет справиться с растительным мусором на участке

Конструкция садового шредера достаточно проста. Она состоит из таких основных деталей:

  • бункера;
  • привода;
  • измельчительного механизма;
  • металлической рамы с защитным кожухом.

Некоторые модели могут быть оборудованы дополнительными элементами:

  • бункером для измельченного органического мусора;
  • проталкивателем;
  • ситом для регулирования фракции щепы.

Принцип работы любого измельчителя такой же, как у мясорубки и заключается в следующем. При включении шредера в работу начинает запускаться двигатель, который приводит в действие рабочий вал, оснащенный режущим механизмом. В это время садовый мусор попадает в приемную воронку и с помощью режущего устройства измельчается до состояния мелкой щепы.

Щепа из измельченных веток может использоваться в качестве компоста для растений

Измельчительный механизм

Перед тем как приступить к созданию самодельного шредера, необходимо четко определиться с видом отходов, которые он будет перерабатывать. Это напрямую зависит от его конструктивных особенностей и рабочих характеристик. Садовые измельчители классифицируются по трем основным параметрам: типу и мощности двигателя и виду измельчительного механизма.

Существуют следующие варианты измельчительного механизма:

  • фрезерный, для переработки твердой древесины;
  • ножевой универсальный;
  • валковый, для перемалывания тонких веток деревьев и кустарников;
  • с вращающимися турбинами для измельчения толстых веток;
  • молотковый, для утилизации тонких веток;
  • триммерный, основанный на использовании лески, для мягкого мусора.

При самостоятельной сборке измельчителя отдается предпочтение ножевой системе или наборной из дисковых пил. Можно выполнить двухвалковую конструкцию, при которой два-три ножа устанавливаются на массивном диске и вращаются друг другу навстречу.

Различные типы измельчительного механизма: 1 — молотковый, 2 — фрезерный, 3 — ножевой фрезерно-турбинный, 4 — ножевой дисковый

Тип и мощность двигателя

Шредер может быть оснащен электрическим или бензиновым двигателем. У каждого из них есть свои важные достоинства и некоторые недостатки. Измельчитель садовый, работающий на бензине, более мобильный. Его работа не зависит от источника электропитания. Он способен перерабатывать более толстые крупные ветки. Однако такие чипперы более громоздкие и тяжелые. К тому же они выделяют в атмосферу вредные вещества в процессе своей деятельности.

Измельчители с электродвигателем более легкие и удобные в эксплуатации. Однако они уступают по показателю мощности и зависят от энергоресурса.

Возможность перерабатывать определенный вид садового мусора зависит от мощности двигателя. Для маленьких объемов отходов, где диаметр веток не превышает 20 мм, достаточно двигателя мощностью 1,5 кВт. Если необходимо перемалывать ветки толщиной 20-40 мм, то тогда целесообразно использовать двигатель мощностью не менее 3,5-4 кВт. Справиться с крупной древесиной 100-150 мм в диаметре смогут измельчители, оснащенные двигателем мощностью 6 кВт.

Шредер с высокой производительностью способен перемалывать ветки диаметром до 100 мм

Следующей особенностью конструкции шредеров является тип привода. Эту функцию может выполнять цепь, ремень или сам вал двигателя, на котором осуществляется фиксация ножевого механизма.

Принцип работы щепореза для изготовления арболита

Чтобы сделать качественный станок-щепорез для производства арболита, необходимо иметь чертежи и соответствующие инструменты. Основа такого станка — рубильный диск с радиально расположенными ножами, ротора с молоточками и лопастями. Это рубильно-дробильный механизм, который перерабатывает произвольные куски древесины в щепу. Диск закреплен на стальном валу, вращающимся в двух роликовых подшипниках. К ножам диска древесные отходы подаются через приемный бункер. Срезаемая щепа проходит в щель имеющуюся в диске за ножами и встречается с вращающимися молоточками, которые дополнительно измельчают попадающиеся на своем пути древесные частицы. Далее под действием центробежной силы щепа направляется на просеивающее сито и удаляется через разгрузочное окно.

Как сделать самодельный щепорез своими руками

Необходимые чертежи, по которым для производства арболита может быть изготовлена самодельная роторно-молотковая дробилка, представлены ниже. Так как оборудование самодельное, то и размеры деталей придется подбирать, исходя из собственного материала. Дробилка, изготовленная своими руками по желанию может иметь питание в 220–380 В и состоит из следующих узлов:

  1. Металлический корпус со съемным (или откидным) кожухом (11,12).
  2. Свободно вращающиеся биты с молотками для производства непосредственно щепы, секторально разделенные отбойниками (6).
  3. Диск с закрепленными на нем ножами (4).
  4. Калибрующее сито с отверстиями Ø 15–20 мм (7).
  5. Бункер для подачи отходов из древесины (9).

Рабочие чертежи разных щепорезов могут отличаться размерами и наличием тех или иных узлов, но принцип работы остается одинаковым. После подачи на оборудование напряжения 220 В электродвигатель предает свое вращение при помощи клиноременной передачи на барабан с лезвиями (4) через шкив (14) и вал. Нужно только закладывать в подающий бункер древесные отходы, которые сразу перерабатываются в щепу оптимальной длины (до 25 мм).

Изготавливаем щепорез самостоятельно

Отдельные детали для изготовления по чертежам щепореза своими руками потребуется выточить на токарном станке. Другие же вполне реально смастерить в домашних условиях.

Диск с ножами

Диаметр маховика, представляющего собой диск, должен находиться в пределах от 300 до 350 мм. Толщина его должна составлять 20 мм. Диск функционирует как маховик, это предотвращает застревание в механизмах щепореза больших кусков дерева и исключает незапланированные паузы в работе. По этой причине маховик изделия должен обладать значительным весом.

Для данного узла щепореза потребуется заготовка из металла. На токарном станке или с использованием других приспособлений необходимо пропилить в заготовке отверстие, которое послужит гнездом для установки вала. Также необходимо проделать крепежные отверстия и три паза. Через эти пазы части древесины будут транспортироваться к молоткам.

Для ножей отлично подходят автомобильные рессоры. Каждый будущий нож должен содержать 2 отверстия, которые необходимо зенковать, ведь головки винтов должны сидеть очень плотно.

Следующей операцией является закрепление ножей на диске, которое производится болтами с потайной шляпкой под шестигранник. Такой тип крепления обеспечит надежность соединения и неподвижность болтов во время подкручивания гаек с другой стороны изделия.

Молотки

Молотки представляют собой плоские пластины, располагающиеся на роторе. Толщина этих пластин должна составлять 5 мм. Их задача состоит в дополнительном дроблении деревянной щепы, после работы диска с ножами. Рекомендуется использовать покупные молотки, так как их изготовление своими руками — трудоемкий процесс.

Для изготовления арболитовой щепы расстояние между молотками в составе измельчителя должно составлять 24 мм.

Сито для щепореза

Внутри сита по чертежам размещается камера для растирки. Материалом для сита служит цилиндр из металла диаметром 30-35 см. Для того, чтобы смастерить такой цилиндр потребуется стальной лист длиной 942-1000 мм. В нем нужно пробить отверстия с радиусом 4-6 мм. Эти отверстия рекомендуется проделывать пробойником или иным приспособлением, поскольку их края должны быть неровными и острыми. Поэтому просверливание для данной операции не годиться.

Защитный кожух, воронка, приемный бункер и рама

Для защитного кожуха щепореза, а также воронки приемного бункера изделия сгодятся листы металла толщиной не менее 8-12 мм. Для нарезки нужного размера заготовок применяют чертежи. Удобнее будет подготовить выкройки из плотного материала, например картона, а затем вырезать заготовки уже из металла. Следом производятся сварочные работы для формирования объемного вида изделий и устанавливаются ребра жетскости, в качестве которых используют уголки из металла или трубы.

Стоит учесть, что режущая часть при работе не должна задевать защитный корпус щепореза. Поэтому при его проектировании необходимо оставить зазор, то есть корпус должен иметь больший диаметр, чем режущая часть, на 3-5 см.

Дробильную часть щепореза оборудуют цапфой вала с подшипниками, молотками и режущим диском.

Следующий шаг в изготовлении щепореза предполагает проделывание отверстий для установки вала изделия, а также для подачи древесины и выхода готового продукта.

Устройство, предназначенное для подачи древесины, присоединяется к корпусу под углом, как правило, параллельно полу или станине.

Двигатель

Двигатель является важной частью готового агрегата, так как от его производительности зависит мощность щепореза, изготовленного своими руками, а также величина затрат по его эксплуатации. Электрический мотор имеет ряд преимуществ:. Электрический мотор имеет ряд преимуществ:

Электрический мотор имеет ряд преимуществ:

  • производит мало шума
  • имеет меньшую массу
  • экологичен
  • не требует производить заправку

Однако стоит заметить, что зависимость двигателя от перепадов напряжения и привязанность к источнику питания может одним махом перечеркнуть все плюсы.

Бензиновый двигатель обладает большей мощностью и длительностью эксплуатации. При этом он громко работает, загрязняет окружающую среду и требует частой заправки.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как сделать самодельный щепорез своими руками
Выбор фильтров тонкой очистки воды: виды картриджей, способы очистки